Режим подавления. Гражданскую активность в Татарстане пытаются свести к нулевой
73-летнего ветерана татарского национального движения Зиннура Аглиуллина в сентябре обвинили в “возбуждении вражды к русским” из-за его слов, произнесенных в аудиостриме в Telegram-канале “Яӊарыш Татар Халык Партиясе”. “Idel.Реалии” проанализировали материалы уголовного дела — из них стало известно, что силовики слушали выступление активиста в режиме реального времени и записывали его.
Аглиуллин уже подвергался преследованиям за свои высказывания. Аглиуллину вменили участие в митинге в защиту русского языка в апреле 2011 года, куда он пришел с плакатом “Не уважаешь язык коренного народа — Чемодан. Вокзал. Россия”. Кроме того, по версии следствия, активист высказывал “унизительные характеристики в адрес русских”.
На этот раз, по версии следствия, 11 февраля 2024 года Аглиуллин допустил высказывания, которые “содержали унижение человеческого достоинства по признаку национальной принадлежности русские”. Так, активист сравнивал жизнь в России с “тюрьмой”, в которой “русские на администрацию работают”. 30 октября уголовное дело с обвинительным заключением следствие направило в прокуратуру Набережных Челнов. 18 ноября первый заместитель городского прокурора Айдар Галиев утвердил обвинительное заключение. Суд над активистом должен начаться 20 января.
К Аглиуллину силовики в 2024 году наведывались ещё до предъявления официальных обвинений. Они приходили к нему 24 мая — в тот день полицейские провели обыск не только у него, но и у активистов Союза татарской молодежи “Азатлык” и жен татарских активистов Рафиса и Нафиса Кашаповых. Братья Кашаповы уже давно покинули Россию и признаны беженцами.
— Забрали рабочие телефоны, компьютер и саму супругу Нурзию. Впоследствии ее отпустили. Увезли также и жену Нафиса Кашапова Изалию. У нее тоже отобрали телефон, — описал визит силовиков Рафис Кашапов. По его словам, полиция спрашивала жен, поддерживают ли они деятельность супругов.
Сам Кашапов уверяет, что оставшиеся в Татарстане Изалия и Нурзия не имеют никакого отношения к их с братом деятельности. Месяцем раньше — 26 апреля 2024 года — на Рафиса Кашапова возбудили уголовное дело об “оправдании терроризма” . Помимо этого, он объявлен в России “иностранным агентом”.
Кроме того, весной 2024 года стало известно, что уголовное дело о распространении “военных фейков” возбудили против председателя Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фарита Закиева. Летом его объявили в розыск, по месту его регистрации в Казани прошел обыск. ВТОЦ — наиболее известное общественно-политическое объединение татарского национального движения, основанное ещё в 1988 году.
23 апреля 2024 года Азнакаевский городской суд оштрафовал 63-летнюю жительницу села Тумутук Рузилю Шарафутдинову на 80 тысяч рублей за аудиосообщения, опубликованные в Telegram-чате. Ее признали виновной в призывах к отделению Татарстана от России и возбуждении вражды к “русским, россиянам и российским властям”. Шарафутдинова живёт в небольшом селе и последние годы ухаживает за своей 92-летней матерью. По словам её знакомых, женщина получает пенсию в 12 тысяч рублей.
При этом в 2024 году власти вновь не согласовали татарской общественности митинг, посвященный Дню памяти защитников Казани, павших при взятии города в 1552 году. В ответе чиновников говорилось, что причиной отказа стала неполная и неясная информация о целях акции.
А непосредственно в преддверии Дня памяти защитников Казани, 11 октября, активисту Союза татарской молодежи “Азатлык” Рафику Каримуллину вручили сразу два предостережения о недопустимости экстремистской деятельности.
https://www.idelreal.org/a/rezhim-podavleniya-grazhdanskuyu-aktivnost-v-tatarstane-pytayutsya-svesti-k-nulevoy/33259372.html
https://tatar-toz.blogspot.com/2025/01/blog-post_16.html


